smile_hand (september 2009)

Путешествие на край света - Пуэрто-Наталес, национальный парк Торрес дель Пайне
Чили
jaspe
Поскольку предыдущий пост про Чили был уже больше месяца назад, а потом у меня до фотографий из этой поездки все не доходили руки, напомню, что в предыдущей серии были магеллановы пингвины, а закончился наш день в 200 с лишним км севернее, в маленьком городке Пуэрто-Наталесе, на берегу залива Ultima Esperanza (Последняя надежда).

Утром в очередной раз стало понятно, что погода в Патагонии ох какая переменчивая. Кажется, прогнозы погоды тут вообще носят довольно условный характер. Ну как можно что-то предсказывать, если погода меняется каждый час? Утром шел очень сильный дождь, причем одновременно светило солнце. Я было расстроилась – кому нужен дождь в поездках, но пока мы собирались и завтракали, дождь прекратился и потом до конца дня было ясно. Зато поднялся очень сильный ветер, буквально сдувающий с ног. Тоже не редкость для Патагонии.

Пуэрто-Наталес город юный, в этом году ему исполнилось всего-то 100 лет. И маленький - всего 19000 жителей. Честно говоря, в нем мы не собирались останавливаться надолго, так как городок этот нас интересовал только с точки зрения ближайшей ночевки к национальному парку Torres del Paine, в котором нам предстояло провести следующие три дня. Небольшую прогулку по городу мы совершили (но фотографировали мало), заглянули на набережную, полюбовались горами, а потом я купила себе сережки с лазуритом. Оказывается, в Чили одно из самых больших в мире месторождений лазурита. Так что неудивительно, что здесь продается множество украшений из лазурита (чаще всего с серебром) и эти украшения являются одним из самых распространенных сувениров.

После этого отправились в магазин и закупили продуктов на ближайшие три дня, которые нам предстояло провести в довольно дикой местности. Какие-то кафе, ресторанчики и даже небольшие магазины в парке есть, но цены в них сильно завышенные, да и выбор невелик, поэтому гораздо разумнее запастись едой заранее. Пообедали (супчик с морепродуктами и отличная закуска из авокадо и курицы) и выехали в сторону парка, до которого из Пуэрто-Наталеса оставалось около 100 км. Самое время о нем рассказать :)

Национальный парк Торрес дель Пайне (torres - по-испански "башни", paine - "голубой" на языке индейцев мапуче) - один из самых красивых в южной Америке. Для того, чтобы в нем побывать, приезжают со всех концов Земли, и у нас он тоже был одной из главных причин, по которым захотелось в Чили (наряду с пингвинами :)). Красивейшие горы, озера с бирюзовой или ярко-зеленой водой, множество животных, водопады, ледники и удивительное ощущение единения с природой и затерянности в ней (при том, что парк довольно-таки легко достижим). В общем, посещения парка Торрес дель Пайне (дальше буду для сокращения называть его ТДП) мы ждали с большим нетерпением.

Среди туристов парк знаменит своим знаменитым треком W - серия пешеходных троп, которая полностью проходится за 3-4 дня. Если посмотреть на карту, то эти тропы складываются в нечто похожее на букву W - отсюда и название.

При нажатии на картинку откроется карта большего размера.

Мы, впрочем, не ставили перед собой цели пройти пешком всю тропу - у нас не было столько времени. Мы выбрали более простой способ исследования парка - на машине (почти все основные его красоты достижимы на колесах) и пешие "радиальные" выходы, все ночевки - в одном месте. А один день был специально отведен под экскурсию к леднику (но не буду забегать вперед, об этом позже).

Для ночевок в парке есть несколько вариантов. Самый дешевый - иметь свою палатку и устанавливать ее в специально устроенных для этого местах. Сколько-то денег за это возьмут все равно, но не очень много. Кемпинги такие представляют собой просто ровное место для палатки, бывает подведена вода, да есть поблизости туалет - то есть удобства минимальны.

Следующая ступенька - рефухио (refugio). Койко-место в комнате на несколько человек, есть душ, есть кухня. Комфортнее, чем палаточные кемпинги, но все равно условия довольно спартанские. Стоят рефухио недешево (для тех условий, которые там предлагаются) - 40-60 долларов за ночь. Но таков уж парк ТДП - там очень красиво, но из-за своей популярности и удаленности от населенных мест, цены на все услуги там довольно-таки сильно завышены и с этим приходится мириться.

Следующий уровень комфортности - хостелы. Дороже, чем рефухио, но зато в комнате уже не будет соседей и вообще условия будут получше. А еще есть очень приличные отели. Уже по совсем термоядерным ценам - в районе 200 евро за ночь. Тоже, впрочем, заполненные, как мы видели :)

Можно, в принципе, вообще не ночевать в парке, а бегло осмотреть его за день - либо на своей машине, либо на экскурсионном автобусе, из Пуэрто-Наталеса их ходит немало. За день (тем более, что световой день в это время длинный) вполне можно проехать по всем автомобильным дорогам парка, постоять на основных (автомобильно-доступных) смотровых площадках,увидеть основные красивые места. Но не получится остаться в каком-то месте надолго, если оно понравится, не получится, к примеру, съездить на экскурсию к леднику (или - для настоящих походников - дойти до него пешком), не получится вдоволь пофотографировать тех же гуанако, не получится скорее всего проникнуться атмосферой этого места, послушать тишину, зная, что никуда не надо торопиться. Не говоря уже о том, что с непредсказуемостью местной погоды этот единственный день может оказаться холодным, дождливым, ветренным и мрачным. Лучше все-таки иметь некоторый запас. Мы провели в парке три дня, сейчас мне кажется, что это оптимально. И я бы не отказалась от четвертого дня - хотя бы потому, что с погодой нам не очень повезло, а четвертый день, когда мы уже уезжали, наконец-то выдался солнечным и с синим небом.

Вообще говоря, тот факт, что парк очень привлекателен для туристов и находится на определенном расстоянии от "цивилизации" (не будешь ведь каждый день кататься ночевать в Пуэрто-Наталес и возвращаться обратно), автоматически поднимает в нем цены на все услуги. Дорогое жилье, дорогая еда, дорогие экскурсии. Да и вход в сам парк недешев - 15 000 песо с человека, что составляет около 30 долларов. Хотя отчасти оно и понятно - те, кто хотят парк посетить, все равно приедут и заплатят.

Мы долго думали, где жить, рассматривали и варианты с рефухио, читали отзывы, но сразу было понятно, что в этом случае у нас будет просто крыша над головой и самый минимум удобств. Не умерли бы, конечно, но это совсем не то, чего хочется в отпуске. В общем, после долгих колебаний забронировали-таки номер в гостинице. Вернее, в описании значилось, что это хостел, но никаких совместных номеров там не было, отдельные маленькие домики для двоих. Было это, естественно, недешево, но тут я уже подумала, что плевать, иначе чего ради мы оба так много работаем. Но главное, что подкупило в этой гостинице - это вид! От фотографий просто дух захватывало и очень захотелось пожить в этом месте. Гостиница расположена на маленьком островке посреди самого красивого (на мой взгляд) озера в парке - озера Pehoe с изумительной бирюзового цвета водой. С островка - отличный вид на главный горный массив парка и Los Cuernos - как бы его визитную карточку. В общем, место такое, что дух захватывает. Фотографии этого места (и нашей гостиницы) мы видели и в разных путеводителях, и на открытках в Чили, и даже в самолете Мадрид-Сантьяго, когда перед взлетом на мониторах в спинках кресел показывали слайд-шоу фотографий с самыми красивыми местами Чили :) Но сразу надо сказать, что сами номера цене вовсе не соответствуют - обычные базовые комнаты, со всем необходимым, чистые, но совсем без изысков. А территория отеля тоже очень приятная. Потом уже, когда мы побывали в разных частях парка, мне показалось, что место, где мы жили, было одним из самых красивых.

Ну и в любом случае, что бы ни было выбрано в качестве жилья в парке, бронировать это нужно заранее. В высокий сезон (а январь-февраль - это как раз он, так как это самый разграр Чилийского лета) мест в гостиницах, хостелах и рефухио может просто не оказаться. Наверное, в случае с кемпингами и просто местами под палатку можно надеяться, что там обнаружится место, но я натыкалась даже на отчеты о походах по этому парку, в которых упоминалось, что некоторые люди не могли дойти до интересных им точек только по той причине, что в соответствующих кемпингах не было мест для ночевки (а без ночевки не получается).

Мы гостиницу забронировали очень заранее, кажется, еще в октябре (но это скорее оттого, что очень хотелось знать, что мы точно живем там, вообще так заранее это делать, возможно, и необязательно). Заранее же, где-то в декабре заказали экскурсию на кораблике к леднику Грей (подробнее о нем позже), тоже начитавшись о том, что если прийти в тот же день, то мест может и не оказаться.

До парка мы ехали через городок Серро Кастийо, до него шла асфальтовая дорога Ruta 9 (продолжение все той же дороги, по которой мы ехали еще из Пунта-Аренаса), дальше она закончилась и началась грунтовка. Она (и дороги в самом парке) вполне проходима на легковушке (у нас была маленькая мазда 2), но трясет там, конечно, конкретно. И пылища стоит страшная :) "Башни" ТДП были прекрасно видны задолго до въезда в парк, да и вообще пейзажи вокруг были потрясающими. Горы, широкие бежево-зелено-желтые степные пространства, периодически появляющиеся гуанако и страусы нанду. Дул сильнейший ветер, когда я выбиралась из машины, чтобы что-то пофотографировать, меня почти сдувало.

Гуанако пасутся прямо у дорог, более того, они их и перебегают, не обращая особенного внимания на машины.

Страусы нанду.

И вот, наконец, наступил долгожданный момент - мы подъезжаем к парку! За время подготовки я прочитала о нем столько отчетов, увидела столько фотографий и так тщательно изучила карту, что, казалось, знаю парк, как свои пять пальцев :) В соответствии с первоначальным планом мы первым делом поехали не к одному из официальных входов в парк, а в северо-восточную его часть, к лагуне Azul. Во-первых, в эту часть мы уже не собирались заезжать позже, во-вторых, там должен был открываться очень красивый вид на горы и озеро. Особенно подкупили меня увиденные в других отчетах фотографии с целым полем цветущих люпинов в этом месте. Люпины, голубая лагуна, горы - очень хотелось это пофотографировать. Пока ехали, встречали довольно много гуанако - и по одиночке, и семьями, в том числе и с детенышами. Резких движений и громких звуков они пугались (особенно детишки), но если двигаться плавно, то можно было подойти очень даже близко. А иногда они и сами с любопытством подходили к машине, к нам, перебегали дорогу. Ох и нафотографировались мы их там! :) Еще видели несколько зайцев. А в одном месте - уже побелевший от времени череп гуанако.

Дорожки в парке временами крутые, о чем предупреждают даже знаки. Зато сверху открываются такие виды!..

У лагуны Азуль постигло небольшое разочарование: все было, как и ожидалось, кроме люпинов - они в этом месте уже отцвели. А мне так хотелось фотографий с ними! Но мы все равно остались довольны, так как место очень красивое. Неоожиданно увидели там пару фламинго - я и не думала, что они есть в парке (и, кстати, потом больше нигде мы в парке их не видели). Пока я подкрадывалась к более удачной точке съемки, чтобы снять фламинго вместе с горами, они меня перехитрили и взлетели. Пришлось фотографировать в полете :)

После этого взяли курс на один из официальных въездов в парк. Поразительно, но в таком туристически посещаемом месте в официальном въезде сотрудники не говорили по-английски. Мы объяснились по-испански, но все-таки это удивительно. Заполнили небольшие анкетки на каждого (имя, фамилия, паспорт, сколько дней в парке, где планируются ночевки и собираемся ли мы заниматься хайкингом), заплатили за въезд, получили подробную карту парка и двинулись к своей гостинице.

Время уже близилось к вечеру, начинало темнеть, так что ничего особенного мы в этот день больше не планировали. Доехали до своей гостиницы на берегу озера Pehoe с изумрудной (по-настоящему!) водой и просто ахнули от окружающей нас красоты. Закончили день, слушая тишину, глядя на озеро, и запивая импровизированный ужин из сыра и овощей прихваченным с собой красным чилийским вином. В тот момент нам опять остро казалось, что мы на самом-самом краю света и что жизнь невероятно прекрасна :)

Продолжение следует!

Часть 6: Пуэрто-Наталес, национальный парк Торрес дель Пайне
Tags:

• 1
Действительно, ощущение края света и отрыва от цивилизации.
Гуанако очень симпатичные, милашки :-)
Спасибо, получаю удовольствие от отчета - люблю, когда подробно, хорошим русским языком и с красивыми фотографиями :-)

гуанако прекрасны! :)
ощущение края света присутствует на фотографиях

Гуанако в жизни тоже невероятно милые :)

Гуанако очень гармоничные животные.

Только плюются, когда чем-то недовольны, как верблюды :))

Так здорово, красота! Только не хватает вида из гостиницы для полной картины! =)))

В следующих постах будет :)

я ждала фото ваших домиков посреди озера... ты так описала, что посмотреть захотелось :) Будут потом?

а на островок этот к домикам как попадают?

гуанако мне даже больше пингвинов нравятся :)

а покажи серьги, которые купила :)

такие нежные гуанако! )
ждем продолжения красот!!

Комментов, смотрю, все меньше и меньше, меня это плохо стимулирует к быстрому выкладыванию "продолжений красот" :))) Но будет когда-нибудь.

потрясающе, остро захотелось паковать чемоданы..

Это хорошее желание, у меня оно постоянно :)))

Пейзажи (и, видимо, погода) очень напоминают Норвегию, при том что широта скорее парижская. Все-таки, южное полушарие гораздо холоднее северного из-за холодной Антарктиды...

Ну в принципе да. За все время, что мы были в Патагонии, только один раз было желание раздеться до футболки. Но там еще ветра очень сильные, если бы их не было, то было бы теплее.

Цвета очень красивые: небо, горы, птицы, животные - всё так гармонично:)

Мне самой там очень нравились цвета - такое спокойное все, гармоничное, просто глаза отдыхают.

Такие милые гуанако:)

Да, лапочки :) Мне очень понравились.

Гуанако очаровательны, особенно детеныши )

Жаль, что вам не очень повезло с погодой. Не хватает солнечных фотографий.

Солнечные тоже будут :) Тут же только первый день, даже только первый вечер.