н: Я знаю, что во время съемок возникли серьезные технические проблемы.
райли: Да, оказалось, что очень трудно в точности повторить траекторию полета. Облетая Землю на «Востоке-1″, Гагарин летел с Байконура на северо-восток в определенном направлении. Он перелетел Сибирь, перелетел Тихий океан и вышел в ночь. И на восходе солнца оказался в южной части Аргентины. А потом уже в утреннем свете летел через всю Африку в сторону дома. И нам надо было сделать так, чтобы совпала не только траектория полета, но и время суток. А МКС не летит по этому пути все время. Это была математическая проблема. Надо было рассчитать для нее точно такой же путь и высчитать, в какие часы это произойдет.
н: Кто помогал с расчетами?
райли: Геральд Циглер, эксперт, гуру орбитальной механики. Он делает подобные расчеты для Европейского космического агентства. Геральд вычислил, что МКС будет пролетать эту орбиту каждые два дня. Но вторая задача, связанная с расположением Солнца, оказалась еще более трудноразрешимой. Оказалось, что нужное нам совпадение орбиты и света происходило лишь раз в шесть недель полета МКС.
н: Неужели экипаж поменял свои планы ради съемки?
райли: Я их попросил, но они сказали: «Нет!» (Смеется.) Им пришлось поиграть с физикой и математикой, чтобы записать нужное видео.
н: Сколько времени заняли съемки? Похоже, не 108 минут, как полет Гагарина…
райли: Много… Напомню, что снимали каждые шесть недель. А мне, как режиссеру, хотелось получить съемку Земли под разными углами. Поэтому я попросил записать орбитальные пути в 15 вариантах. Правда, мне дали только пять. Это примерно шесть часов отснятого материала, с которым я потом и работал.
Целиком интервью здесь. А вот и сам фильм. Очень интересно!