Радужная девочка (jaspe) wrote,
Радужная девочка
jaspe

Categories:

Флешмоб или Луч света в темном царстве

Для scarlett_o_hara
Ассоциации с этой фразой у меня вполне стандартные - Островский, "Гроза", Катерина, школа, сочинение :)

Если я ничего не путаю, это было первое сочинение с очередным новым литератором (а от них у меня всю школу просто рябило в глазах, т.к. мало того, что они менялись с поражающей частотой, так еще и я в дополнение к этому меняла школы, в том числе и во время учебного года). Вот честно, при том, что я всегда ужасно любила читать, читала много, взахлеб и запоем, да и что-то от гуманитария во мне тоже есть, по крайней мере склонности к выражению своих мыслей в письменной форме присутствуют, я всегда ненавидела литературу (как школьный предмет) и ужасно не любила писать сочинения. С большим удовольствием писала я только на свободные темы и всякие эссе с темами более-менее абстрактными, типа "Взгляд в окно" (почему-то сейчас из всех школьных сочинений я лучше всего помню именно это, уж больно оно мне тогда удалось :). Как только начинались всякие разборы полетов художественных произведений и сочинения по стандартным темам, я впадала в жуткую тоску, рожала эти сочинения в страшных мучениях и пятерки получала за грамотность на порядок чаще, чем за содержание :) Я просто никогда не понимала, зачем это нужно - вот так препарировать произведение, обсуждая до хрипоты в горле, что хотел сказать автор вот именно этой строчкой. После таких разборов, как бы ни понравилась мне книжка при первом молчаливом и уединенном прочтении, она казалась мне изуродованной и совсем неинтересной.

Новый литератор превзошел всех своих предшественников - он обожал искать Главную Мысль в произведении, в главе, на странице, в отдельном абзаце, в предложении. У меня сейчас такое ощущение, что все, что мы делали на уроках - это искали ту самую Главную Мысль, причем поиски считались безуспешными ровно до тех пор, пока Главная Мысль не совпадала с той, которую считал правильной сам литератор. На дом он задавал читать несколько глав, на уроках требовал пересказать содержание, а потом приставал с ножом к горлу: "Ну, и в чем тут Главная Мысль?". Раздражал он меня безумно. Наверное, от полнейшего отвращения к бОльшей части произведений из программы 10-11 классов меня спасло только то, что я успела прочитать их задолго до этого, сама, для себя. Ах да, еще у него была лысина. Никто бы не обращал на это внимания (ну что такого страшного в лысине), если бы он не пытался ее скрывать, прикрывая длиннымм, зачесанными с одного бока на другой, прядями волос. Из-за этого я уже в 15 лет поняла, что лысина сама по себе не играет для меня особой роли в мужской внешности, зато вот такое извращение способно раз и навсегда вызвать тошноту. А еще у литератора была молодая жена и маленький сын, про которого он очень любил рассказывать нам на уроках, противно сюсюкая: "А вот мой Алёсик..." и тем самым замедно охладил мои чувства к самому-самому любимому с детства мужскому имени Алексей (вот честно, я довольно долго ужасно тащилась с этого имени и все мечтала родить сына и так его назвать. Прошло бесследно :)

Не знаю, как так вышло, но вымученное мною сочинение про луч света в темном царстве aka Катерину Кабанову запало литератору в душу. Сама того не желая, я написала именно то, что он тогда хотел услышать (что именно, сейчас уже, кстати, не помню), более того, я оказалась в меньшинстве, т.к. сочинения бОльшей части класса литератора не удовлетворили (Главная Мысль была не та, что надо :). Литератор поставил мне пятерку и долго с чувством хвалил "гениальное" сочинение и меня заодно, после чего как-то очень ко мне проникся.

...Разочаровываться во мне и верить в то, что резонанс наших взглядов на литературу был совершенно случайным и единичным, он не хотел очень долго :) Он почти две четверти ставил мне пятерки за содержание последующих сочинений, горестно качая головой, приговаривая "ну что же Вы, Катя, ведь надо было писать это и это, а Вы совсем другое...", но тут же вспоминая мое "блестящее" описание "Грозы" и надеясь, что вскоре я одумаюсь, вернусь на путь истинный и снова стану излагать правильные Главные Мысли. Сломался он после Нового года, поставив мне 4/5 за сочинение по "Войне и миру" и сухо заметив, что использованные цитаты я, наверняка, списала из учебника (разве мог он предположить, что "Войну и мир" я прочитала еще в 7-ом и она мне, как ни странно, очень понравилась, поэтому тогда я действительно многие куски знала почти наизусть). После этого до самого конца школы отношения у нас с ним были весьма прохладные, разве только во время выпускного, когда мы устраивали шуточный концерт, посвятив каждому преподавателю смешные переделанные нами самими песни, и на пару с одной девушкой спели ему "Любовь, зачем ты мучаешь меня" нежными девичьими сопрано, он слегка растаял. Расчувствовался, снова вспомнил про луч света в темном царстве и пожелал мне удачи во взрослой жизни :))

А через 10 лет у меня завелся ЖЖ, потом я встретила там жж-юзера olya_yashina, которая уже несколько лет живет в Израиле, в один прекрасный день прочитала ее пост о школе (совсем не той, в которой училась я) и в части про литератора мгновенно опознала нашего, несмотря на то, что в посте не было никаких имен. Так случайно в очередной раз подтвердилось, что мир тесен, а olya_yashina тоже в детстве старательно искала Главные Мысли в произведениях классиков :))
Tags: stories
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments