smile_hand (september 2009)

Saint-Malo
printemps
jaspe
Из всего, что я успела увидеть во Франции, Бретань мне кажется одним из самых привлекательных регионов. Нет-нет, я ни в коем случае не хочу обидеть другие части страны, такой красивой и разнообразной. Такое чувство, что здесь, куда бы ни поехал, найдешь красивое и интересное, поэтому я даже понимаю тех французов, которые и в отпуска ездят по своей стране. Ведь тут есть и горы, и море, и океан, и замки, и долины, и столько всего еще! Но все-таки из того, что я успела увидеть, Бретань и Эльзас трогают меня чуточку больше, чем все остальное. Хотя оба региона я видела лишь кусочками и очень бы хотела поездить по ним побольше.

Первый раз я увидела Бретань во время нашего большого путешествия по Франции в 2006 году. Тогда мы тоже видели, конечно, не все, более того, из-за прогноза погоды нам пришлось изменить планы и отказаться от большого куска Бретани, но мне хватило и того, что я увидела. Еще тогда я стала хотеть побывать там еще раз. Так что когда мы стали думать, куда бы свозить приезжавшую недавно маму, чтобы она увидела не только Париж, Бретань мне в голову пришла довольно быстро. Времени, правда, у нас было совсем мало, так что путешествия по Бретани опять не получилось, просто короткая поездка и два интересных места - Сен-Мало и Мон-Сен-Мишель. Но мы остались очень довольны, только я по-прежнему мечтаю, что когда-нибудь мы еще поедем в Бретань надолго, хотя бы на неделю, а может и побольше :) Она того стоит.

Сен-Мало нам очень понравился. Я его помнила еще с прошлого раза, но тогда, в 2006 году, мы фактически были в нем проездом. Приехали вечером, поужинали в соседнем городе, потом немного погуляли в Сен-Мало по пляжу, посмотрели на летучих мышей :), а потом поехали дальше, так как ночевка у нас была в другом месте. В этот раз у нас времени было побольше.

Saint-Malo, Ille-et-Vilaine, Bretagne

Пожалуй, самый известный факт о Сен-Мало это то, что он был "гнездом" корсаров. Корсары были не совсем пиратами - грабить-то корабли они грабили, но только врагов Франции. Корсары состояли на государственной службе и поэтому действия их считались законными, а часть добычи шла в казну. Во время своего "корсарского" периода город расцвел, окреп и стал очень богатым.

Еще в этой части Бретани случаются очень большие приливы и отливы, в отлив вода уходит на десятки, если не сотни метров. В прилив вода подходит вплотную к набережной, а в отлив по пляжу можно спокойно гулять. Чем мы и занялись сразу же, как приехали.

Как только выходишь там на пляж, в глаза сразу же бросаются такие песочные кучки и дырочки. Ими усеян просто весь берег!

Раньше я все терялась в догадках - кто же их роет, какие-то жучки или, может, крабы? В этот раз мы наконец прояснили вопрос и теперь знаем точно - норки эти роют червяки, которые называются пескожилами. А вот тут нашлась даже схема, как норка устроена (надписи по-французски, но общий смысл понятен и без перевода). К счастью, сидит вся эта живность глубоко под землей, наружу не высовывается, мы ни одного не видели, так что гулять по пляжу совсем не страшно и не противно :)) А результаты их деятельности на песке даже добавляют пляжу какой-то шарм.

В Сен-Мало сохранился очень красивый старый город и даже крепостная стена, по которой можно ходить, что мы с удовольствием и проделали. Правда, вечер дня нашего приезда был серый и пасмурный, поэтому фотографировала я немного. На моих фотографиях в основном море. Но поверьте на слово - старый город стоит внимания.

(Фотография сделана на следующий день)

Остаток вечера мы провели в дивном рыбном ресторанчике, а потом снова прошлись через город другим маршрутом и заснули как убитые под шум прибоя. Когда мы ложились спать, море уже подошло вплотную к набережной (на которую у нас выходили окна).

На следующий день мой будильник прозвенел в 6:50 утра :) Нет, я вовсе не жаворонок, я просто увлекаюсь геокешингом :)) В Сен-Мало я еще хотела найти один тайник, который расположен на островке, доступном только в отлив, и накануне мы не успели - вода уже заливала дорожу. Следующий отлив должен был быть рано утром, я решила на всякий случай завести будильник, хотя и не особо верила, что смогу встать в такую рань. Но утром, когда я посмотрела в окно, я увидела, что погода совершенно изменилась. Уже встало солнце, на небе не было ни облачка, море и небо были голубыми-голубыми, а по берегу уже прогуливались люди.

Любопытный факт - эту часть Франции назвают еще и Изумрудным берегом, считается, что за зеленый цвет моря. Наверное, зеленым оно тоже бывает, но в наш приезд, особенно в это солнечное утро море было ярко-синим. В общем, увидев все это, я поняла, что мне выпал отличный шанс погулять по пляжу до завтрака и что оставаться в номере досыпать - это просто преступление. Через полчаса я в гордом одиночестве вышла из гостиницы, впереди у меня были поистине блаженные полтора часа. Какое же было прекрасное утро! :)

Сначала я решила все-таки по-быстрому найти тайник, потому что прилив потихоньку уже начинался. Клад был спрятан на небольшом островке, где похоронен Шатобриан. Туда я пробралась вполне успешно, правда, на другую часть острова уже не успела - вода подступала, надо было "эвакуироваться" на материк, чтобы не застрять на острове до вечера.

Ну а после этого я начала просто гулять, никуда не торопясь.

Несмотря на ранний час, пляж уже жил полной жизнью. Прибывали большие белые паромы из Англии.

Гуляли люди с собаками.

У кого-то начиналась водная тренировка :)

Кто-то занимался спортом.

Бросим короткий взгляд на старый город с крепостной стены (почему-то и утром я мало его снимала, сейчас сама разочарована)...

...и отправимся вдоль кромки синего-синего моря...

...конечно же, босиком! :)

Старые деревянные волнорезы

А вот тут, кстати, хорошо видно, на какое расстояние уходит вода. В прилив она у самых стен слева. В отлив - далеко-далеко справа. Фотография делала не в самый пик отлива, а когда вода уже начала возвращаться, то есть расстояние может быть еще больше.

В общем, моя утренняя прогулка получилась просто незабываемой, когда потом в 9 утра мы все завтракали, я была самой бодрой из всей компании. И с самым зверским аппетитом :))

А теперь я надеюсь, что мы когда-нибудь еще вернемся в Сен-Мало, только в прилив и бурю и я сниму то, что видела в 2006 году - как волны разбиваются о набережную и выплескиваются на дорогу :) В этот раз мы подобное не застали.

Какая красота! Просто пахнет морем от монитора!:) Жаль, времени нет сейчас все-все детали рассмотреть, обязательно вернусь к этому посту еще раз!

А как там пахло морем!..

потрясающе красиво)
после просмотра таких фотографий возникает лишь одно желание - собрать чемодан и лететь во Францию)

как хорошо в Сен-Мало...

А вы уже были в Belle Ile en Mer? меня туда возили на экскурсию, и я до сих пор считаю это место одним из самых красивых из всех, где я побывала.

Нет, не были. Надо когда-нибудь побывать, раз ты так пишешь :)

соглашусь на все 100! Бретань - самое прекрасно место на земле :)

Не знаю, самое или не самое, но одно из - точно :)

En Bretagne, je n'ai visité que Rennes et je n'ai vu St.Malo que sur les cartes postales mais je crois que c'est la plus belle région de France. Un breton m'a conseillé de visiter Quimper et Vannes en plus.
Y a tant de lieux à visiter à l'Hexagone...

Ренн тоже прекрасный :)
Вообще я думаю, что вся Бретань заслуживает того, чтобы по ней поездить :)

Очень заинтересовалсь геокэшингом:) Кать, а у тебя есть еще посты о нем - как ты к этому пришла, где уже побывала, как можно начать всё это? Очень интересно!
А еще - на каком ресурсе ты "сидишь"?
спасибо заранее!

Есть - по тегу http://jaspe.livejournal.com/tag/geocaching.
Ресурс международный :)
www.geocaching.com

А в Эльзасе ты где была? Я не читала, забыла или ты не писала?

Original photo-report from St Malo,
usually people focus more on the
inside than on the outside;

so much that i had almost
not realized that there
was an outside =)

I was really charmed by Saint-Malo extramuros, that's why most of my photos are from there :)
And another reason is that we had a stroll "inside" during the first evening only, the weather was not so good, the sky was grey and I didn't make a lot of photos.

Очень люблю Сен-Мало ) Теперь, после 9 месяцев в Бретани воспринимаю его почти как дачу. Если на выходных грустно и нечего делать, и в Ренне, как всегда, пасмурно - 40 минут на поезде и ты в Сен-Мало (а на побережье странным образом всегда было солнечнее).
И правда, Бретань вся-вся чудесна! Меня больше всего, как еще одного из комментаторов, впечатлил один из бретонских островов - Ile de Batz. Теперь планирую большую поездку по островам вокруг Бретани. Правда, уже не этим летом ) Я так радовалась, что живу недалеко от побережья, бродила по нему и ждала лета, а вот завтра до конца этого самого лета уезжаю в глубокие Альпы )
Очень освежающие фотографии, спасибо!

Хорошая такая дачка! :)) Нам все-таки далековато туда пилить, поэтому часто ездить не будет.

Да, острова Бретани у меня совсем пропущены. Все-таки я хочу большую поездку по Бретани :)

очень красиво! надо туда съездить

А ты не была? Мне казалось, что да :) От Сен-Мишеля же совсем недалеко. Про него еще тоже напишу :)

А в каких провинциях ты еще успела побывать?

Edited at 2009-06-07 06:49 pm (UTC)

Сделала карту, получилось вот так (белое - где не была):

Вроде бы выгляит внушительно - почти вся страна. Но в реальности во многих регионах я виела по одному-два города, иногда городки совсем небольшие. Например, в Poitou-Charents только один город Saintes, он совсем небольшой. В Эльзасе - только Страсбург, в Lorraine - только Нанси. В Бургундии очень мало, из кучи замков на Луаре видела только 2, в огромной Аквитании тоже не очень много видела, в той же Бретани - только несколько городов, целый огромный кусок пропущен. Так что несмотря на то, что по карте кажется, что я видела уже почти всю страну, это еще совсем не так :) Карта отображает только формально те регионы, где я побывала, хотя бы немного.

А меня Сен-Мало разочаровал, особенно intramuros. Вся Франция трещит СМ то, СМ сё, пираты, райское место, вот и я большего ожидал... Меня расстроил факт, что 80% города было разрушено во время бомбардировок 1944 года, причём, что особенно обидно, бомбили союзники... Поэтому на старый город смотришь как на некоторый новодел. Согласен, что история города очень богатая, но сегодняшний его статус супертуристического города, на мой взгляд, мало оправдан. Всё это ИМХО, разумеется. Вне стен да, здорово, спасибо, кстати, за разъяснение про пескожилов. Тоже терзался вопросом, только ленился смотреть :) Ну и фотографии, как водится, отличные.

У меня тут на фотках в основном extramuros :)

Пиратского я там действительно ничего не заметила, но в целом город все равно понравился, радостный он какой-то :)

отличные фото!
про червячков прочитать меня не пустили, говорят, страничка только для снг-вских ip... но, наверно, оно и к лучшему, вдруг там большое фото этих самых червячков :) Но то, что они делают с песком, невероятно, конечно!
фотография с парусником - ах!

Странно. Я совсем не в СНГ (да и многие комментаторы тоже), но меня пускают...
Если очень хочется, можешь сама набрать в яндексе "пескожил", найдется много другого. Но многое будет с картинками... :)))

Какая красотища! Спасибо! :))))

Пожалуйста :)

Я очень-очень поддерживаю мысль про Эльзас и Бретань. И Нормандию туда тоже еще добавлю, там пейзажи поспокойнее, но сельское очарование просто незабываемое.

Спасибо за ликбез про песчаные холмики. Прошлым летом мы их изучали - рыли, разминали, но до первопричины так и не добрались.

Мы жили прошлым летом в Динаре, который у тебя на некоторых фотографиях виден. Мне кажется, что в отлив почти километр пляжа освобождается. Вообще приливы-отливы это умопомрачительно. На берегу розового гранита нас однажды чуть не отрезало от большой земли. Еле успели перебежать.

Ого, даже рыли? И что, ни до кого не докопались? По идее эти червяки там постоянно должны сидеть. Хотя, может, они, почувствовал, что их раскапывают, спасались бегством :))
Если бы я такое раскопала, я бы визжала на весь пляж :))

Берег Розового Гранита - моя мечта еще с 2006 года! Мы тогда туда собирались, но уже в процессе поездки посмотрели прогноз погоды, увидели, что там льет, и резко изменили планы. Получилось все здорово, но Берег Розового Гранита так и не увидели, а я так хотела! Вот до сих пор и хочу, а все пока никак :) Это надо в полноценное путешествие по Бретани ехать, далеко он все-таки.

Всё интересней и интересней снимаешь ;) или, может, просто везёт на интересные места?

Не хочется быть нескромной, но, думаю, мастерство растет :)) По крайней мере я к этому прилагаю усилия :)
А места интересные попадались и раньше ;)

Очень красиво! Спасибо за подобные репортажи! :)

Пожалуйста :)

О, спасибо за объяснение дырочек и кучек на пляже! Я давно искал достоверное объяснение :-)

Вот мне тоже давно было интересно, еще с первого приезда в Сен-Мало. Но никто не знал, все только какие-то домыслы строили. Оказалось, достаточно взяться и поискать в гугле :))

Но наступать на этих червячков босыми ногами, наверное, всё же не хочется? :)

Так нет на поверхности ни одного червяка. Поэтому ни на кого не наступаешь.

Отличное путешествие!:) А клад таки успела найти?

Да, утром нашла :)
Не успела только на другую часть острова пробраться, где могила Шатобриана. Дорожку уже заливало :)

Спасибо за отчет. Очень интересно.

Пожалуйста :)

ага. а я вот тут был году в 88 - http://maps.google.com/maps?ll=48.628579,-2.495168&z=11&hl=en&t=h там отлив был на все 5 километров. собирал улиток и ловил креветок, как меня научили в баре местные моряки - бутылку из под менералки отрезать у горлышка забросать в нижнюю часть куриных косточек и верхнюю часть конусом вниз вставить и все это в скалы с водой. креветки с палец вынимаешь, а не планктон, который сачками собирают.

5 км - ничего себе!

ооо, Сен-Мало! наслышана

когда мы поедем в очреденой раз во Францию, обязательно поедем в Бретать и Нормандию

и это правильная мысль! :)

(Deleted comment)
Раз хочется - значит когда-нибудь получится :)

Вот ни в какой Париж не хочу...Только в Бретань 8))) А вообще была в Нормандии, на родине сидра 8))) Правда, 100 лет назад 8)

Да, сидр - это прекрасно! :)
И Париж. И Франция вообще :)