smile_hand (september 2009)

jaspe


Рыжее настроение


Previous Entry Share Next Entry
БСО в Париже
smile_hand (september 2009)
jaspe
Вчера нам неожиданно достались две контрамарки на концерт московского Большого симфонического оркестра им. Чайковского, у которого были гастроли в Париже. Мы и пошли :) Как ни странно это прозвучит, но у меня в жизни это был первый раз - когда я ходила куда-то слушать классическую музыку (не оперу, не балет - это-то было много раз - а просто классическую музыку), поэтому мне было очень интересно. Вообще говоря, я не очень-то хорошо (мягко сказано) разбираюсь в музыке, особенно в классической. Наверное, отчасти поэтому слушать короткие вещи мне было проще, чем длинные. От коротких осталось более целостное впечатление, воспоминания же о длинных сейчас скорее напоминают игровую карту из какой-нибудь компьютерной игрушки - открытую частями. В длинных сложнее было долго концентрироваться именно на музыке, внимание частенько переключалось на сам оркестр и я обнаруживала, что так увлекаюсь рассматриванием музыкантов, того, как они играют, подмечанием каких-то деталей, что перестаю вслушиваться в музыку и она из главного "действующего лица" становится фоном и приходится напоминать себе о том, что надо сконцентрироваться на звуках. Если получалось - впечатления были очень сильные. Интересно, у людей, которые интересуются классикой и слушают ее часто, такое тоже происходит или нет?

Впрочем, визуально следить за игрой оркестра тоже было очень интересно. Он напоминает большой сложный организм, в котором все слажено, каждый отдельный элемент вроде бы делает что-то отдельное, маленькое, свое, но при этом получается большое, красивое, слаженное, совместное. Удивительно. К концу второго действия у меня уже даже появились персонажи, которых я стала выделять и за которыми наблюдала пристальнее, которые были мне интереснее других - скрипачка и скрипач из первых скрипок, одна из арфисток, двое ударников...

Upd.: И вот, кстати, очень интересно - неужели роль дирижера в игре оркестра действительно очень важна? Я смотрела, смотрела, пыталась понять - мне чаще казалось, что наоборот это он "танцует" руками под музыку, а не музыканты его слушаются (хотя это не так, конечно, это только на мой взгляд - не разбирающегося в деле человека). Его движения действительно сильно помогают играющим? Без него бы они не смогли? Ведь у них есть ноты, есть техника, они репетируют. Все равно, дирижер - нечто очень важное? Кто разбирается, расскажите мне :)
Еще, кстати, интересно, зачем дирижеру палочка. И почему она только в одной руке :)

Резюме: вечер получился отличный :) Очень довольна.

  • 1
Я, как всегда, с цитатой:

Для Виктора Ивановича всякая музыка, которой он не знал,-- а знал
он дюжину распространенных мотивов,-- была как быстрый разговор
на чужом языке; тщетно пытаешься распознать хотя бы границы
слов,-- все скользит, все сливается, и непроворный слух
начинает скучать. Виктор Иванович попробовал вслушаться,--
однако вскоре поймал себя на том, что следит за руками Вольфа,
за их бескровными отблесками. Когда звуки переходили в
настойчивый гром, шея у пианиста надувалась, он напрягал
распяленные пальцы и легонько гакал, Его жена поспешила,-- он
удержал страницу мгновенным ударом ладони и затем, с
непостижимой быстротой, перемахнул ее сам, и уже опять обе его
руки яростно мяли податливую клавиатуру. Виктор Иванович изучил
его досконально,-- заостренный нос, козырьки век, след
фурункула на шее, волосы, как светлый пух, широкоплечий покрой
черного пиджака,-- на минуту снова прислушался к музыке, но
едва проникнув в нее, внимание его рассеялось, и он, медленно
доставая портсигар, отвернулся и стал разглядывать остальных
гостей Он увидел, среди чужих, некоторые знакомые лица,-- вон
Кочаровский -- такой милый, круглый,-- кивнуть ему... кивнул,
но не попал: перелет,-- в ответ поклонился Шмаков, который,
говорят, уезжает за границу,-- нужно будет его расспросить...
На диване, между двух старух, полулежала, прикрыв глаза,
дебелая, рыжая Анна Самойловна, а ее муж, врач по горловым,
сидел, облокотившись на ручку кресла, и в пальцах свободной
руки вертел что-то блестящее,-- пенсне на чеховской тесемке.
Дальше, наполовину в тени, прижав к виску вытянутый палец,
слушал, лакомый до музыки, чернобородый, горбатый человек,
имя-отчество которого никак нельзя было запомнить,-- Борис?
нет, не Борис... Борисович? тоже нет. Дальше,-- еще и еще
лица,-- интересно, здесь ли Харузины, -- да, вон они.-- не
смотрят... И в следующий миг, тотчас за ними, Виктор Иванович
увидел свою бывшую жену.
Он сразу опустил глаза, машинально стряхивая с папиросы
еще неуспевший нарасти пепел. Откуда-то снизу, как кулак,
ударило сердце, втянулось и ударило опять,-- и затем пошло
стучать быстро и беспорядочно, переча музыке и заглушая ее. Не
зная, куда смотреть, он покосился на пианиста,-- но звуков не
было, точно Вольф бил по немой клавиатуре,-- и тогда в груди
так стеснилось, что Виктор Иванович разогнулся, поглубже
вздохнул,-- и снова, спеша издалека, хватая воздух, набежала
ожившая музыка, и сердце забилось немного ровнее.

Чем-то похоже :) Хотя я не обращала никакого внимание на других слушателей, меня 100% времени интересовал исключительно оркестр. Просто по-разному - я то слушала, то смотрела, то снова начинала слушать (точнее - слышать) :)

Дальше в этом рассказе строчки о бывшей жене. Это уже не по теме твоей записи, но хочется поделиться:

Как это было давно. Он влюбился в нее без памяти в душный обморочный вечер на веранде теннисного клуба,- а через месяц, в ночь после свадьбы, шел сильный дождь, заглушавший шум моря. Как мы счастливы. Шелестящее, влажное слово "счастье", плещущее слово, такое живое, ручное, само улыбается, само плачет,- и утром листья в саду блистали, и моря почти не было слышно,- томного, серебристо-молочного моря.

...

Мы будем счастливы всегда,- как это звучало, как переливалось... Она была вся бархатистая, ее хотелось сложить,- как вот складываются ноги жеребенка,- обнять и сложить,- а что потом? Как овладеть ею полностью? Я люблю твою печень, твои почки, твои кровяные шарики. Она отвечала: "Не говори гадостей".

...

Вероятно музыка подходит к концу. Когда появляются эти бурные, задыхающиеся аккорды, это значит, что скоро конец. Вот тоже интересное слово: конец. Вроде коня и гонца в одном. Облако пыли, ужасная весть. Весною она странно помертвела; говорила, почти не разжимая рта. Он спрашивал: "Что с тобой?"- "Ничего. Так". Иногда она смотрела на него, щурясь с неизъяснимым выражением. "Что с тобой?"- "Ничего. Так". К ночи она умирала совсем,- ничего нельзя было с ней поделать,- и, хотя это была маленькая, тонкая женщина, она казалась тогда тяжелой, неповоротливой, каменной. "Да скажи наконец, что с тобой". Так продолжалось больше месяца. Затем, однажды утром,- да, в день ее рождения - она сказала, совершенно просто, как будто речь шла о пустяках: "Разойдемся на время. Так дальше нельзя".

...

... как вот сейчас сидишь, сиди так вечно; ну, взгляни на меня, я тебя умоляю,- взгляни же, взгляни,- я тебе все прощу, ведь когда-нибудь мы умрем, и все будем знать, и все будет прощено,- так зачем же откладывать,- взгляни на меня, взгляни на меня,- ну, поверни глаза, мои глаза, мои дорогие глаза. Нет. Кончено.

Последние звуки, многопалые, тяжкие,- раз, еще раз,- и еще на один раз хватит дыхания,- и после этого, уже заключительного, уже как будто всю душу отдавшего аккорда, пианист нацелился и с кошачьей меткостью взял одну, совсем отдельную, маленькую, золотую ноту. Ограда музыки растаяла.

А тебя разве не оттиранили в детстве музыкальной школой?

Представь, нет :) И это долгое время было трагедией моего детства (как и художка) - мне туда очень хотелось, я страшно завидовала подружкам, которые там учились (их было много), упрашивала родственников, но все было тщетно. Мне больше всего хотелось играть на пианино, но в нашей комнате с мамой его просто некуда было ставить, а в комнате бабушки и дедушки место было, но бабушка была категорически против. Так вот и... :) Хотя в принципе у меня все задатки - и слух хороший, и пальцы длинные подходящие, да и голос неплохой (это если вообще о музыке). Но у меня в жизни был только школьный хор, в 1-2 классах, потом после перерыва в 4-6. Но он был не очень серьезный, мы классику практически не пели (только Аве Мария вспоминается), в основном детские песни или там военные. Потом лет в 14-15 я научилась играть на гитаре, но довольно банально - просто выучила набор аккордов и несколько видов перебора. Для песнопений в школьных и студенческих компаниях этого было достаточно :)

А подружки школьные - да, ругали музыкалку страшными словами. А я завидовала :)) Приходила в гости, просила учить чему-то простому, научилась читать ноты, играла по ним простенькие мелодии, сама даже подбирала кое-что (несложное). Но этим все и ограничилось :)

Панятна... когда я училась - мне казалось, что вокруг - исключительно те, кто посещал или посещает музыкальную школу.

Дирижер - это как руководитель хорошего сплоченного коллектива. Он корректирует работу каждого отдельно взятого человека, различных групп... и, что самое важное, через них он передает свое видение или трактовку музыки. Каждый дирижер видит то или иное произведение по-своему - соответственно, с разными дирижерами музыка звучит иначе.

Пафосно у меня как-то получилось.:-)
А! Ну ты ведь пела в хоре! Вами дирижировал преподаватель? Это и вдохновитель, и "поправлятель ошибок", и движущая сила, и поддержка в одном лице. Дирижер.:-)

Вчера села разбирать партитуру... руки вообще не слушаются.:-( последние остатки умений уходят.

Этот хор был так давно, что я успела позабыть, как там нами дирижировали :) А ведь и правда, было.

А на чем ты играла, на пианино? Нравилось?

Фо-но. Мне не просто нравилось. Я занималась сутками и планировала жизнь связать исключительно с музыкой. Когда-то рассказывала, кажется, эту историю. Мне довелось столкнуться со взяточничеством, вымогательством денег, да еще и с этим... как его... национализмом в музыкальном училище. Была бы я постарше и поопытнее - наверное, жизнь сложилась бы по-другому. А я была маленькая и категоричная, сразу послала всех в пень, все бросила. И оказалась в другом вузе с совершенно другой специальностью.

Первые годы я очень об этом жалела. Сейчас - временами. Дома у меня качественный синтезатор, не пианино. Навыки практически утеряны.

Дирижёр - чтобы управлять этим большим "инструментом". Должен же быть какой-то "командный центр", иначе слаженной игры может не получиться. Ноты-то у всех есть, но сыграть их можно очень по-разному, и чувство ритма у всех разное.

Так дирижер что - только для задания ритма?

Скорее для координации игры музыкантов.

Дирижер важен. конечно, "танец с саблями" сыграют и без дирижера, там главное в начале взять темп. Но вообще дирижер "ведет" весь откестр, убавляет и прибавляет громкость отдельных инструментов, ускоряет-замедляет и показывает когда вступать, если пауза длинная.
С музыкальными произведениями - с ними как с книгами, каждый, прочитав, выловит из них разное, хотя сюжет уловят все. так и дирижер "читает и пересказывает" и помошью оркестра. А оркестр - это его как-бы очки.

Какое сравнение интересное.
Спасибо :)

Мне смычковая часть оркестра напоминает всегда ежа. очень смешно от этого.

Мне скорее компанию кузнечиков :))

Я видел на репетициях, как дирижер работает - говорит кому как играть, одно и то же по нескольку раз проигрывают, пока не получится звучание, как он хочет. Так что махание руками на концертах это только часть работы. Я слышал, что хорошо "натренированный" оркестр может уже и без дирижера сыграть.

Да, на репетицию тоже было бы интересно попасть.

Мне вообще ужасно нравятся узнавать и наблюдать всякие вещи из серии "как это было сделано" :)
Еще мечтаю когда-нибудь попасть на урок русского для иностранцев :)) (это не по теме, просто вспомнилось).

дирижер в классической музыке необходим, поскольку она в нынешнем своем состоянии по определению лишена ритма - может замедляться и ускоряться в произвольно выбранных местах, паузы могут продолжаться сколь угодно долго, акценты ставятся как попало, или не ставятся вовсе и т.п. именно эту функцию - создания цельной картины из хаотического набора нот - и берет на себя дирижер.

Теперь понятно, да.

А палочка-то ему зачем? :)) Почему он без нее не может? :) А если не может - почему она только в одной руке? :)

говорят, изначально она была длиной полтора метра и использовалась для пинания тормозящих музыкантов :-)

А зачем у ментов палка в руке? )))
Предлагаю вам свою коллекцию дисков:
http://anis.digarts.net/

Существую оркестры играющие без дирижера, наверное самый известный это Персимфанс, был создан в 1922 году под влиянием советской идеологии. Главное что как-то ведь обходились...

  • 1
?

Log in